Главная | Резюме | Послужной список | Коммерческие услуги | Проекты |
Многоязычие: от осознания выгод к их использованию
Считается, что используемый нами язык влияет на наше мышление особым образом, т.к. каждый язык уникален... В то же самое время необходимо отметить, что каждый человек пользуется собственным уникальным словарным запасом и набором грамматических структур, которые в совокупности представляют собой его уникальную языковую метку.
Это свидетельствует о том,что мы познаем язык/и в результате разнообразного переживаемого нами в жизни опыта (кругозор на основе опыта влияет на наши лингвистические навыки, где используемый словарный запас и грамматические структуры - лишь материальное отражение) и намекает на обратный эффект - что мы можем совершенствовать личное восприятие творения и свои операционные возможности в результате развития своих лингвистических навыков (компоненты языка являются элементами операционной системы/мягкого программного компонента, изменение которого может улучшить нашу производительность).
Текст интервью на данную тему американского ученого (еженедельная программа "Наука в действии" от 15 октября 2010 г. на радио Би-Би-Си)
На данный момент лингвистика отталкивается от постулата о том, что слова являются лишь метками, маркирующими смысл, который связан с ними посредством соглашения, основанного на относительно стабильных эмпирических ассоциациях, распространенных среди его носителей. В истории человечества делалось немало интуитивных и эмпирических заявлений о том, что природа слов сложнее. Исследования Гайнуллы Ф. Шайхиеа в вопросах звуков речи показали, что они вероятно обладают смыслом, и соответственно каждое слово является меткой, специально выработтанной для отражения определенных качеств объекта/феномена, как он воспринимался индивидами, пренадлежащими к какой-либо специфической культурной группе.
Гипотеза о том, что индивидуальные звуки речи являются выражением неких базовых элементов смысла раскрывает широкий спектр прикладных возможностей. Используемые звуки являются материальным отражением базовых блоков знаний, присутствующих в подсознании их носителей - материальным отражением генов языка. Их комбинации (слова) служат "якорями" для более специфических смыслов, определяемых в процессе развития человечества, тогда как грамматические структуры отражают схемы мышления.
Открытие г-на Шайхиева раскрывает двери в новый, абсолютно неизведанный мир, где язык, который:
a) мы используем описывает карту нашего текущего под/сознательного опыта,
b) мы слышим влияет на наше под/сознание, т.е. воздействует на дальнейшее формирование нашего опыта.
Г-н Шайхиев провел работы по картографированию звуков речи различных языков и их анализу, что подтвердило его предварительную гипотезу и позволило ему определить дальнейшие шаги в данном направлении. Что может заинтересовать научное сообщество продолжить исследования в данной сфере?
Знакомство с генетикой языков позволит людям задействовать в своей деятельности более мощные механизмы ассоциативной памяти/мышления для:
a) развития новых нейронных связей в нашем мозге, усиливая свою память, повышая скорость вызова из нее информации и оперирование с ней, а также замедление или полное предотвращение ослабевания мозга,
b) идентификации характера человека, предсказания вероятных моделей поведения и отслеживания прогресса в развитии - на основе наиболее часто использующихся в речи звуков, их комбинаций и грамматических структур,
c) развития других когнитивных технологий.
Прогресс в этом направлении достижим в результате системных мер на групповом или индивидуальном уровне - посредством повседневного использования как можно более широкой группы языков (различные группы и грамматические структуры) и обращение внимания на отдельные звуки и их комбинации в словах.
База знаний в этом отношении может быть далее развита посредство:
a) разработки всеохватывающей карты базовых звуков речи с их индивидуальными смыслами и формализации всех правил их комбинации
b) задействования программных продуктов и мощного вычислительного оборудования для распознавания речи и анализа звуковой составляющей в речевой деятельности.
Проект находится на стадии идеи и нуждается в дальнейшей проработке.
Любые комментарии и предложения приветствуются. Татарстан может стать прекрасной площадкой для дальнейших исследований, т.к. значительная часть населения владеет двумя государственными языками (татарским и русским), а в связи с программным заявлением Первого Президента РТ - система образования должна ориентироваться на подготовку молодежи к уверенному владению тремя: "татарским, русским и английским языками". Последний частично поддерживается проектом англоязычного FM-радио Казани.
Идея проекта - Фархада Фаткуллина
Email: frhdkazan@gmail.com мобильный/Россия: +79274158066 |
©2009 Фархад Фаткуллин - устный последовательный и синхронный перевод.